Руина 2.0 как запасной план Запада
В далёком уже теперь 2014 году многие киевляне искренне надеялись, что майдан в конце концов приведёт их в Европу. Поэтому они были готовы закрыть глаза на обстрелы мирных городов Донбасса и заживо сожженных людей в Одесском доме профсоюзов.
Тем более лично их, зажиточных столичных обывателей, это напрямую не касалось. Неудобную реальность старались просто не замечать. Один мой знакомый, успешный бизнесмен-айтишник, утверждал, что скоро на Украину хлынет поток инвестиций. И она быстро превратится в процветающую витрину западного мира. Другой вроде неглупый человек с высшим гуманитарным образованием пафосно рассуждал о рождении молодой европейской нации из огня и крови. Ему хотелось в это верить! А ещё сильнее хотелось иметь зарплату «как в Германии». Обыватель готов смириться со многим ради личного благополучия и комфорта.
С тех пор прошло восемь лет. Уютным национальным государством Украина так и не стала. Нищая «аграрная сверхдержава» ― задворки Европы. Ее население разбегается в поисках лучшей доли. Вместо витрины западного мира из дыма горящих покрышек родилась реальность в стиле девиза игры «Вархаммер 40 000»: «В мрачной тьме далекого будущего есть лишь война».
Однако до весны 2021 года для большинства украинских граждан война была в основном картинкой в телевизоре. Жестокие бои в Донбассе, котлы, «победоносные» отступления остались в 2014–2015 годах. Прекратились волны мобилизации, когда сотрудники военкоматов ловили мужчин призывного возраста прямо на улицах. Война стала делом профессионалов-контрактников, по сути, заробитчан в форме. Общество смирилось. Привыкло. Недовольные уехали. Несогласным заткнули рты. Тех, кто пытался бороться, убили, посадили в тюрьмы, вытеснили из страны. Возникло шаткое равновесие, словно затянувшаяся пауза в театральной постановке.
Весной 2021 года киевский режим решил пойти на обострение. В Донбасс стали подтягивать дополнительные силы. Генералы ВСУ открыто заявляли, что готовы решить проблему народных Республик силовым путём, нужен лишь приказ. В Киеве, похоже, очень рассчитывали на поддержку нового американского президента. «Молодого и энергичного» Джо Байдена считали «ястребом», который не позволит Москве вмешаться, прийти на помощь ЛДНР. Но украинские стратеги просчитались. Россия ясно дала понять, что не допустит в Донбассе «хорватского сценария». К границам Украины стали открыто перебрасываться российские войска. Это вызвало истерику в украинских патриотических медиа. Понимая, что в открытом бою украинская армия не выстоит, киевские власти решили сделать ставку на тотальную войну, создав украинский аналог фольксштурма ― силы территориальной обороны.
Предполагается, что украинцы все как один встанут на защиту Цээуропы, массово уйдут в схроны и заставят злобных оккупантов позорно бежать, умывшись собственной кровью. Активисты на местах стали проводить полевые вышколы, отрабатывать методы проведения диверсий и партизанской войны. Заодно делать пафосные фото в камуфляже в пригородных лесопарках. И тут выяснилось, что представление о том, как строить территориальную оборону, у администрации президента, региональных властей и лидеров националистов очень разное.
Согласно проекту закона о территориальной обороне, разработанному правительством, части теробороны должны подчиняться президенту и генеральному штабу Украины. Фактически создаётся резервная армия.
Такой проект вызвал массу критики. Недовольны местные элиты. Они рассчитывали создать на местах подконтрольные себе региональные армии. Это сильно повысило бы их «политическую капитализацию» в вечном споре с Киевом за распределение ресурсов. Но особо шумно возмутились профессиональные патриоты во главе с «великим белым вождём» «Национального корпуса» Билецким. С начала весеннего обострения они пытаются оседлать тему «национального сопротивления».
Столь живой интерес украинских наци к теме территориальной обороны и возможной партизанской войны с агрессором не случаен. Тема благодатная. Позволяет привлечь к себе внимание, хорошенько попиариться в качестве несгибаемых борцов за нэзалэжнисть. Привлечь ресурсы ― материальные, людские, информационные. Но главная цель Билецкого и компании более масштабная. Используя государственные средства, они рассчитывают создать в регионах подразделения ополченцев, укомплектованных преимущественно идейными националистами. «Национальный корпус» как наиболее мощная и организованная сила в украинском националистическом движении имел бы огромное влияние на такие формирования. Проще говоря, Билецкий хочет получить подконтрольную себе армию в каждом из регионов Украины. Вместе с подчиненным ему полком «Азов» это может стать серьёзной военной силой, сравнимой с ВСУ. Да и сама украинская армия за семь лет войны на Донбассе изрядно нацифицирована и не слишком лояльна к вороватому киевскому режиму. В случае политического кризиса руководство «Нацкорпуса» могло бы использовать этот военный ресурс для перехвата власти и установления на Украине открытой нацистской диктатуры.
В конце 2021 года закон о территориальной обороне был наконец принят Верховной радой. Предполагается, что в составе ВСУ появится отдельный род ― Силы территориальной обороны (СТО). Общее руководство национальным сопротивлением будет осуществлять президент Украины, а непосредственное ― главнокомандующий ВСУ через командующего Силами территориальной обороны.
Процесс с самого начала поддерживался западными партнёрами Украины. «Если Путин вторгнется на Украину, военная помощь США и НАТО значительно увеличится. И это превратится в украинское повстанческое движение. Путин должен понять, что после того как мы сами боролись с повстанцами в течение двух десятилетий, мы знаем, как их вооружать, обучать и заряжать энергией», ― цитирует New York Times бывшего Верховного главнокомандующего сил НАТО в Европе адмирала Ставридиса.
По его словам, у США есть опыт поддержки моджахедов в Афганистане во время нахождения в этой стране советских военных в 70–80-х годах прошлого века. Он уверен, что на территории Украины можно организовать такую же войну, которая будет намного масштабнее и кровопролитнее, чем это было в Афганистане.
15 января началась раздача боевого вооружения силам территориальной обороны в приграничных с Россией регионах.
«В субботу 15 января во всех приграничных областях Украины бригады территориальной обороны должны получить оружие и определить места дислокации», ― рассказал депутат Верховной рады от «Слуг народа» представитель президента Зеленского в Конституционном суде Фёдор Вениславский.
По его словам, после того как завершится вооружение тербатов в приграничных регионах, то же самое произойдёт во всех остальных областях Украины. Процесс полного вооружения должен быть закончен в феврале. Кстати, оказалось, что для вооружения нового рода войск не хватает даже стрелкового оружия. Советские запасы исчерпались. Министерство обороны объявило, что поскольку Силы территориальной обороны Украины пока находятся в стадии формирования, бойцы этих формирований могут при выполнении боевых задач пользоваться собственным гражданским огнестрельным оружием, в том числе охотничьими карабинами и ружьями.
Депутат подчеркнул, что отряды территориальной обороны состоят в основном из добровольцев и ветеранов АТО и ООС. Действуют эти отряды в пределах своей области.
Какие цели преследует киевская власть и ее западные кураторы, создавая эти добровольческие отряды? Почему на восьмой год «гибридной войны» украинский режим решил создать параллельную армию, вооруженную личным оружием (зачастую нелегально ввезённым из зоны АТО)? Фактически происходит легализация незаконных вооруженных формирований из отморозков-националистов и бывших атошников.
Зеленский и его окружение рассчитывают укрепить вертикаль власти, усилить силовое присутствие в гражданском секторе (например, на случай антиправительственных выступлений). Одновременно повысить свой авторитет среди национально-озабоченного электората. Военная истерия позволяет отвлечь внимание населения от экономических проблем. Не время жаловаться на рост цен и тарифов ― Путин вот-вот нападёт, вступай в ряды территориальной обороны! Заодно можно распилить выделенный под это бюджет.
Планы западных партнёров могут быть намного более серьёзными. Изначально создавать из Украины «витрину свободного мира» они не планировали. Незалэжная должна была стать источником постоянных проблем для Российской Федерации, оттягивать на себя её ресурсы ― военные, экономические, политические. В идеале ― спровоцировать на ввод войск, чтобы представить РФ агрессором в глазах всего мира. Как результат ― добиться разрыва отношений между Европой и Россией, обложить последнюю экономическими санкциями и санитарным кордоном из враждебных стран-лимитрофов. Если кратко, единственный смысл существования проекта Украина ― борьба с Россией. В ходе этой борьбы «страна победившей гидности» должна погибнуть, при этом нанести России максимальный урон. Но главное, сделать невозможным создание «Большой Евразии» от Лиссабона до Владивостока. Англосаксы традиционно ведут на континенте политику «разделяй и властвуй», стремятся расколоть континент на враждующие военно-политические блоки.
Однако Украина не оправдала надежд своих западных кураторов. Спровоцировать Россию на агрессию не удалось. Киевский режим оказался хитрым, вороватым и трусоватым.
Настало время переходить к запасному плану. И вот тут могут пригодиться силы территориальной обороны, набранные из националистов и ветеранов АТО.
Вполне возможен сценарий, при котором в результате ухудшения социально-экономической обстановки на Украине произойдёт военный переворот при молчаливом согласии западных партнёров. Толчком к нему может послужить политический скандал или крупная провокация в Донбассе, очередное поражение ВСУ. Зеленский будет объявлен врагом народа и агентом Кремля. На него спишут все неудачи и провалы. Классический козёл отпущения, которого никому не жаль. К власти придёт какой-нибудь «комитет национального спасения» из военных и национал-патриотов под лозунгами защиты отечества и войны до победного конца. Скорее всего, такой переворот не признают даже страны Евросоюза, не говоря уже о России и Китае. Но задача легитимации и не ставится. Едва ли такой режим будет устойчив.
Внутри хунты начнется неминуемая борьба за власть, разные группы станут выдвигать своих «гэтьманов». Местные элиты попытаются стать самовластными царьками и начнут брать столько власти, сколько смогут унести. При этом отряды территориальной обороны, привязанные к своим областям, превратятся в аналоги феодальных армий и начнут войну за остатки ресурсов. Как говаривал Мао Дзедун, «винтовка рождает власть».
Настоящая цель этого сценария ― хаотизация Украины. Это создаст огромные проблемы как для России, так и для ЕС. Ослабит их обоих одновременно, что даст США дополнительные конкурентные преимущества. Вооруженные банды неизбежно начнут совершать набеги на сопредельные государства, хлынет поток беженцев, оружия, наркотиков.
Огромное Сомали в центре европейского континента. Добавим сюда 15 атомных энергоблоков, которые необходимо брать под контроль. Самое удивительное, что подобное в истории Украины уже было. Руина XVII века длилась 30 лет и вернула страну в состояние Дикого поля. Гражданская война 1918–1921 гг. едва не закончилась тем же. Выручили большевики, сумевшие быстро навести порядок. История, как известно, развивается по спирали. Россия будет вынуждена вмешаться. Даже умирая, проект «Украина» будет приносить ей вред.
Надежды моих киевских знакомых на светлое европейское будущее не оправдались. Но возможно, самое страшное для них ещё впереди. Уходя из Украины, американцы могут просто её поджечь. По принципу «так не доставайся же ты никому!»
Максим Сливко,
специально для alternatio.org