Древнейшие греческие церкви отказали Варфоломею в поддержке его вторжения на Украину.
18 апреля предстоятели древнейших церквей Патриарх Александрийский Феодор, Патриарх Антиохийский Иоанн, Патриарх Иерусалимский Феофил прибыли на Кипр, дабы обсудить ситуацию, сложившуюся с последними деяниями предстоятеля более молодой структуры — Экуменического патриархата. В Никосию владыки прибыли по приглашению Архиепископа Хризостома, предстоятеля Кипрской церкви, которая в настоящем качестве хотя и является ровесницей некогда Вселенского патриархата, но как епархия Антиохийской церкви была образована гораздо раньше.
«Двухтысячелетний опыт Кипрской Церкви, и всей Православной Церкви в целом, дает нам основания сомневаться в возможности узаконивания "задним числом" тех хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными и подданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные… Если мы будем искренне следовать изложенным принципам и проявим готовность соответствовать канонам Православной Церкви, то не только украинская проблема, но и все другие вопросы, которые приносят трудности Церкви, будут решены».(камень в огород стамбульского еретика Варфоломея, который отменил анафему расстриге Филарету-Денисенко, чего делать не имел никакого канонического права)
А ещё за месяц до того, как сообщал Фонд стратегической культуры, владыка Хризостом заявил, что никакого «митрополита Епифания» он на литургии не поминал и поминать не намерен. «На данный момент, тем не менее, я вижу, что украинский народ не пошёл [на автокефалию]», — заметил также архиепископ Кипра.
Что же касается предстоятеля второй в диптихе поместных церквей Александрийской церкви, то совсем недавно — 6 апреля — он поделился с представителями МИД Украины беспокойством «относительно того, насколько выдача Стамбулом "томоса" Украине была продуманным с учетом интересов [всей] Православной Церкви».
Третья в диптихе Антиохийская церковь ещё в октябре 2018 г. заявила, что «отвергает принципы утверждения новой Церкви в пределах канонических границ существующих патриархатов или автокефальных церквей»: «Антиохийская церковь устами её отцов утверждает, что любое предложение для решения проблемы получения автокефалии для определённой Церкви должно быть согласно с православной экклесиологией и с принципами консенсуса, достигнутыми ранее всеми Церквами, то есть согласованно с Церковью-Матерью или по согласию всех Православных Церквей с этим предложением».
Как известно, все эти принципы Экуменический патриарх-офицер турецкой армии Варфоломей попрал. Поэтому уже в январе Антиохийский патриарх, принимая российских парламентариев, заверил: «Мы глубоко переживаем из-за сложившейся ситуации и полностью поддерживаем вас в этом вопросе». А в феврале, уже с амвона Храма Христа Спасителя в Москве призвал мировое православие «возвысить свой голос против беззакония Константинопольского патриархата».
Исторически первая церковь — Иерусалимская — высказалась относительно деяний Фанара (и роли в этих деяниях США) также недвусмысленно. «Мы молимся за нашего собрата Блаженнейшего митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины, — сказал патриарх Феофил, принимая паломников из Запорожской епархии. — Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное Тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков — признаки такого процесса…
Немаловажен и выраженный в коммюнике встречи предстоятелей и призыв к «достижению евхаристического единства, проявляющегося в руководстве Церковью Иисусом Христом». Это более чем прозрачный намёк на папистские амбиции Стамбульского патриарха. Под шумок «украинской кампании» последний присвоил себе права «первого по власти», тогда как по канонам Глава вселенской Церкви (мирового Православия) единственно Иисус Христос.