........Участницы Спартакиады. Точную дату найти не удалось, но, судя по майкам и трусам участниц парада, а также мундирам тел на мавзолее – это конец 40-х или первая половина 50-х. Что на их лицах? Гамма чувств. У кого-то радость, у кого-то гордость, у кого-то сосредоточенное желание не сбиться с ноги на главной площади страны. У всех без исключения – вера в будущее. В целом – визуальная динамика готовящейся рваться вперёд страны. Нет ни одного лица, на котором написана унылость от необходимости отбывать тяжкую и скучною повинностью............
Что на лицах этих участниц? Ни радости, ни гордости, ни энтузиазма, ни веры в будущее. Тоска и скука, и усталость от необходимости этой – давно никому не нужной – совдеповской обязаловки. Такое ощущение, что им даже где-то слегка стыдно за то, что они делают. У некоторых натянутая дежурная улыбка, которая отражает не радость, но лишь рефлексию на команды во время предварительных изнурительных тренировок. Суть ушла, осталась только форма. Красная скучная форма, символизирующая уже неизвестно что. Страна уже никуда не рвётся, а просто отбывает какую-то всем надоевшую повинность.
Собственно, между этими двумя фотографиями история взлёта и упадка СССР. К концу 70-х от былой веры и энтузиазма не осталось ничего. Только бессмысленный формализм. На первой фотографии, кстати, кроме нескольких флагов, никакой дополнительной атрибуции нет. Ибо сама энергетика этих колонн говорит больше, чем любая символика.
На второй фотографии энергетики нет и следа. Зато у каждой участницу в руках огромный щит с серпом и молотом. Вот это и есть – формализм позднего Совка. Бессмыслица огромным транспарантов с советской и коммунистической символикой, которая уже не воспламеняла никакие сердца. По второй фотографии любой наблюдательный человек может точно сказать, что СССР, как идеологическая система, был мёртв уже в конце 70-х.